Можно ли вернуть деньги за утерянный багаж?

Можно ли вернуть деньги за утерянный багаж?



Ничто так не испортит впечатления об отпуске, как потеря багажа. Зачастую сотрудники авиакомпании не могут разъяснить причину такого происшествия. В случае возникновения подобной ситуации, пассажиру необходимо обратиться к сотрудникам авиакомпании за актом о неприбытии багажа.


Наш клиент, прилетев с отпуска, обнаружил, что в багажной ленте его багаж отсутствует. После чего обратился к сотрудникам авиакомпании и узнал об утере багажа.

Нами была составлена претензия о возмещении денежных средств в досудебном порядке.


Однако, ответа от авиакомпании не последовало. Тогда было принято решение о подачи искового заявления в суд. Судом исковые требования клиента удовлетворены, денежные средства с авиакомпании взысканы.


Разбираемся, что делать, если багаж потеряли или рейс задержали.


Время чтения 15 минут.


Анна Гараева
юрист

Общие принципы ответственности авиаперевозчика за потерю багажа

Общие принципы ответственности авиаперевозчика за потерю багажа

При авиаперевозках пассажиры сталкиваются с потерей или повреждением багажа.


Санкции в отношении перевозчика зависят от вида перевозки: международная или внутренняя.


Российский воздушный кодекс применяется к внутренним авиаперелетам.

Статья 118 Воздушного кодекса России

предусмотрено, что Перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи другому гражданину или юрлицу в случае, если не докажет, что приняты необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

В случае, если воздушная перевозка относится к международным, то при определении размера ущерба применяются нормы международного права.


В 2017 году Россия ратифицировала Монреальскую конвенцию, которая устанавливает повышенные требования по сравнению с российйским законом. Эту Конвенцию применяют 120 стран мира.


Так как в каждом государстве своя валюта, Конвенция использует условную валюту - «специальные права заимствования» ("СПЗ"). Коротко, СПЗ - это искусственное платежное средство, курс которого формируется на основе корзины пяти валют - доллара, евро, японской иены, китайского юаня и фунта стерлингов. Такая корзина из валют усредняет интересы всех стран при любой экономической ситуации.


Курс СПЗ публикуется ежедневно.

Багаж поврежден (испорчен) при авиаперевозках на территории России
Багаж поврежден (испорчен) при авиаперевозках на территории России
При повреждения багажа авиакомпания в соответствии со ст. 119 Воздушного кодекса РФ отвечает в следующих размерах:

1
за повреждение (порчу) багажа, принятого к воздушной перевозке с объявлением ценности - в сумме объявленной ценности;
2
за повреждение (порчу) багажа, принятого к воздушной перевозке без объявления ценности - сумме объявленной стоимости, но не выше шестисот рублей за килограмм веса багажа;
3
за повза повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в сумме стоимости, а в случае если стоимость не известна - в сумме размере не выше чем одиннадцать тысяч рублей.
Стоимость багажа определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии указания исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором багаж выдали

Указанные размеры санкций за багаж, не распространяются на случай повреждения (порчи) специальных средств для передвижения (например, кресел-колясок), принадлежащих пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

За повреждение (порчу) указанных средств перевозчик обязан возместить рыночную стоимости этих средств (п. 4 ст. 119 ВК РФ).
Багаж поврежден при международных авиаперевозках
Багаж поврежден при международных авиаперевозках


При повреждении багажа на международных линиях отношения регулируются Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.), и Воздушным кодексом РФ.
Статья 22 Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.)

Ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков с килограмма, за исключением случаев, когда пассажир или отправитель в момент передачи места перевозчику делают специальное заявление о заинтересованности в доставке к месту назначения и уплачивают, если это требуется, дополнительный сбор.

В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения.
В перерасчете на доллары США 250 франков - это 20 долларов США, но сумма меняется в зависимости от курса.

Это старая конвенция, но часть государств (Европа, США, Китай, Бразилия) ратифицировали современную Монреальскую конвенцию (от 28.05.1999). Монреальская конвенция предусматривает компенсацию за потерю багажа в повышенном размере - 1500 долл. за один киллограмм веса (это СЗП, о которых писали в самом начале статьи).

Чтобы понять применяется ли Монреальская конвенция уточните ратифицирована ли она государством в которое или из которого организована перевозка.

Также Монреальская конвенция действует в отношении авиаперевозчиков, которые зарегистрированы в государстве, ратифицировавшем Конвенцию.

По общему правилу в Монреальской конвенции, так же как и в Воздушный кодекс РФ, ответственностьро воздушного перевозчика презюмируется.
Но закон допускает исключения:
1
в отношении вреда, причиненного зарегистрированному багажу, также установлена вмененная вина перевозчика, за исключением случая, если вред явился результатом присущего багажу дефекта, качества или порока (п. 2 ст. 17 Конвенции);
2
в отношении вреда, причиненного незарегистрированному багажу (вещам, находящимся при пассажире), предусмотрена только виновная ответственность (п. 2 ст. 17 Конвенции);
3
в отношении незарегистрированного багажа, включая личные вещи, перевозчик несет ответственность, если вред причинен по его вине или по вине его служащих или агентов.

Монреальской конвенцией предусматриваются иные размеры убытков, которые возмещает перевозчик:
1
при перевозке груза без объявленной ценности при уничтожении, утере или повреждении ограничивается суммой 19 СПЗ за один киллограмм (п. 3 ст. 22 Монреальской конвенции);
2
при перевозке багажа (в т.ч. незарегистрированного, т.е. вещей, находящихся при пассажире) без объявленной ценности при уничтожении, утере или повреждении ограничивается суммой 1131 СПЗ в отношении каждого пассажира (п. 2 ст. 22 Монреальской конвенции).
Размер СПЗ учитывается на дату вынесения решения суда. Если в день рассмотрения спора СПЗ уменьшился, то и сумма компенсации уменьшается.

Пассажир вправе требовать компенсации морального вреда, причиненного авиакомпанией ненадлежащей услугой независимо от СПЗ или вины перевозчика.
Алгоритм действий
Алгоритм действий

Шаг 1. Подача заявления об утрате или порче багажа

При обнаружении повреждении чемодана и (или) вещей в аэропорту отправляйтесь в представительство авиакомпании в аэропорту и потребуйте составить коммерческий акт о повреждении (порчи) багажа (статья 124 Воздушного кодекса РФ).


Шаг 2. Составление коммерческого акта

Акт, как правило, составляется на бланке авиаперевозчика. В акте опишите видимые повреждения багажа. Также предъявите отрывной талон багажной бирки (ярлык, который приклеивается к посадочному талону).

Акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр с отметкой авиакомпании непремпенно сохраните.


Шаг 3. Подача претензии о возмещении ущерба, причиненного повреждением багажа


Шаг 4. Подача искового заявления о взыскании ущерба, причиненного повреждением багажа, возмещении морального вреда

5. Правовые основания обработки персональных данных
5. Правовые основания обработки персональных данных
Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте ________________. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).
6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных
6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных
Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.

В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператор _______________ с пометкой «Актуализация персональных данных».

Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора ________________ с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
7. Трансграничная передача персональных данных
7. Трансграничная передача персональных данных
Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
8. Заключительные положения
8. Заключительные положения
Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты ________________.

В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу ________________.